При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Бог как Он есть

07.07.2017

11021.jpg

Когда мы говорим о язычестве, обычно имеем в виду древние времена – Римскую империю, дохристианскую Русь, либо странные современные попытки возродить благополучно забытые культы. Но порой не строим ли мы идолов в собственном сознании? И ожидая немедленного ответа на свои молитвенные просьбы, предполагая, что к благочестивой жизни непременно должны прикладываться личный успех и благосостояние, не ведем ли мы себя, как те же древние язычники? Об этом размышляет Захар Савельев.

Буквально на днях я задумался, в Кого я верю? В какого Бога? Я, конечно, не имею в виду своей принадлежности к конфессии и верности вероучению, с этим все ясно: я православный христианин, который верит в Бога Единого, но в трех Ипостасях. Но я начал замечать, что мои молитвы бывают безответны: прошу в молитве о благополучном дне – выходит все наоборот,  прошу об успешном начале какого-то дела – ничего не выходит, все выходит из под контроля, я расстраиваюсь, и все заканчивается плохо… Что это? Бог меня не услышал? Я плохо молился? Или я чем-то страшно согрешил?

Наверное, такие эпизоды в жизни бывают у всех. Почему это так? Я предлагаю разобраться. Но перед тем, как найти причину, я хотел бы обратится к такому явлению в человеческой психологии, как язычество.

Какие ассоциации всплывают у нас при упоминании этого понятия? Лично мои мысли были таковы: язычники – это люди, которые поклоняются идолам – «бездыханным статуям», приносят жертвы своим мертвым рукотворным «богам», которые для них ничего сделать не могут. Язычники суеверны, для них сущие формальности имеют большое значение и т.д. Если это будет критерием язычества, то можно тогда сделать вывод, мол, язычники – это «идиоты» которые от своего полоумия «тупо поклоняются» камням, дереву, золоту. Но один очень хороший человек сказал мне: «Вы думаете, что древние язычники были идиотами?» И тогда я осознал, что это были такие же люди, как и мы, у них IQ не ниже среднего, иначе не было бы такой богатой культуры у древних языческих  народов, не было бы в принципе развития цивилизаций. Значит, это не маркер язычества, ну, во всяком случае, не главный. Получается, проблема гораздо глубже, чем я предполагал.

Но вот на днях я наткнулся на некую научную работу о язычестве, и мне очень понравилось весьма конкретное определение язычества, которое было выражено следующими словами: «Язычество – это самая комфортная форма человеческого мышления». Значит, проблема язычества – не в поклонении дереву, это не самое главное. Главное же – то, что язычник обращается к своему «богу» – допустим, Перуну – не для познания его, не из за любви к нему, а для того, чтобы этот божок дал поклоняющемуся ему человеку то, что тот требует. Никогда язычник не скажет, что он любит своего «бога» – ему не божок его не нужен, а результат, который тот ему принесет. Потому идолу приносится жертва, которая должна умилостивить «бога».

Из этого уже вытекают разные ритуалы, которые, по мнению язычника,  несут в себе неоспоримый авторитет, который нельзя не признавать или не исполнять. Это можно выразить в следующих словах: «Я делаю два шага вперед, а теперь ты, бог, делаешь три шага ко мне». Это одно из представлений, как можно управлять какой-либо сверхсилой. Но в таком случае бог превращается именно в деревянного идола безмолвного, у которого можно требовать все, что угодно, и языческий бог, по идее, не может отказать человеку, потому что «зависим» от него: я тебе принес ягненка – ты мне дашь победу в бою, я принес тебе корову с вызолоченными рогами – ты мне даруешь семейное счастье. Какой из этого можно сделать вывод? Главный компонент язычества –это «механизм», который помогает требовать от бога все, чего не хватает в жизни.

А теперь, внимание, вопрос: что твердит весь Ветхий Завет людям? То, что Бог на самом деле Живой. Если мы будем внимательны к библейскому тексту, то заметим, что в псалмах Давида очень часто слышны как положительные слова: «Благословлю Господа на всякое время», так и слова негодования и сожаления: «Вскуе Ты, Господи, оставил мя еси». У царя Давида – человека, который познал Бога, услышал Его ответы, было негодование, почему Бог на его молитвы молчит? Почему же Он молчит на молитву праведника? Вопрос очень глубокий, потому что Бог Живой, и как-то отследить, предопределить Его ответы невозможно. Можно создать идола в своей голове, но он не будет Живым Богом.

Раздумывая на эту тему, я понял, что в определенном смысле у себя в голове создал некий стереотип Бога, Который всегда должен отвечать на мои молитвы, всегда должен исполнять мои просьбы. Но это можно назвать самым настоящим язычеством, потому что стереотип «Бог моего сознания» не соответствует Живому Богу, а значит, у меня в голове – определенный идол.

Почему же порой Бог молчит? На этот вопрос у нас есть масса ответов. Например, возьмем самый животрепещущий пример: человек готовился к Причастию, принял Святые Таины, но в сердце ничего не ощущает или чувствует себя плохо. Почему? Сразу про этого человека скажут: «В осуждение причастился, мало молился, есть нераскаянные  грехи. Может, этот человек вообще недостоин жить, а тут еще и причащаться пошел!» Однако все это – лишь наши субъективные домыслы, и почему Бог попустил кому-то так себя чувствовать в подобные минуты, – дело Бога и этого человека. Наверное, так надо для дальнейшего его возрастания.

Получается,  Живой Бог и «бог моего сознания», «субъективный бог» – вовсе не одно и то же. Мы понимаем, что наше ощущение Бога меняется. Вспоминаю одно из выступлений митрополита Сурожского Антония, в котором он говорил: когда вы ждете от Бога того же самого, чего и вчера, а все происходит по-другому и Бог оставляет вас без своего ответа, это тоже богопознание.

И если в язычестве бог как он есть не нужен, он всего лишь орудие для приобретения благополучия, в христианстве важен именно Сам Бог, и ничего не нужно, кроме Него.

Что же нам нужно от Бога? То, что мы просим у Него в утреннем молитвенном правиле, говоря: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех». Мы просим у Бога помощи в том, чтобы возлюбить Его больше наших собственных греховных наклонностей, больше, чем себя, больше всего в этой жизни. Вы когда-нибудь слышали, чтобы язычник хотел возлюбить Перуна больше, чем что-либо в этой жизни, и особенно больше того, что он у своего «бога» просит?  Именно поэтому Бог Живой для тех, кто сам жив для Бога и кому не нужно ничего, кроме правды, чистоты и истинного вечного блага. Ведь Бог есть единственное подлинное Благо, Правда, Чистота, Любовь, и именно поэтому эта Живая Правда является человеку ищущему и дает понять ему, что эта Правда есть Личность, Живая Личность.

А потому когда мы чувствуем, что Бог делает что-либо не так, как мы хотим, это надо принимать как свободные действия Живого Бога. В противном случае, мы рискуем создать «бога моего сознания» – мертвого идола, восхотеть не Самого Бога, как об этом говорит христианство, а наших хотений, которые будут являться препятствием на пути к Живому Богу, который есть подлинное Благо.

Захар САВЕЛЬЕВ


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.