При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Святые кресты Руси

27.09.2017

  img-9676-2.jpg

Сегодня Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Множество крестов, символизирующих Животворящее Древо, орудие нашего спасения, украшают христианские храмы по всему миру, пребывают в домах верующих людей. Некоторые из них имеют особую историю, к ним притекает день за днем множество паломников. Предлагаем нашим читателям семь историй о таких крестах.

 

1.jpg

Крест Евфросинии Полоцкой

Одной из великих святынь Белой Руси является крест преподобной Евфросинии Полоцкой. История его связана с жившей в XII веке внучкой Полоцкого властителя княжной Предславой, принявшей монашество с именем Евфросиния.

В основанном ею неподалеку от Полоцка женском монастыре в 1160 году был построен храм в честь Преображения Господня, который сохранился и доныне. Для этого храма по заказу святой Евфросинии знаменитым мастером-ювелиром того временем Лазарем Богшей был создан кипарисовый крест высотой 51 сантиметров, украшенный несколькими драгоценными камнями и пластинами, выполненными в технике перегородчатой эмали. В крест были вделаны присланные византийским императором и патриархом Константинопольским святыни – частица Креста Господня, камень из гробницы Божией Матери, частица Гроба Господня, а также частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, капли крови святого Димитрия.

В течение столетий вследствие исторических перипетий  крест не раз перемещали из города в город – сначала в Смоленск, потом в Москву, пока царь Иоанн IV Васильевич – Иван Грозный – не вернул крест обратно в Полоцк после отвоевания его у Литовского княжества. Из-за заключения Брестской унии Софийский собор, в котором находилась святыня, был передан униатам. В 1839 году храм и его святыня были возвращены Православной Церкви.

После революции представлявшую огромную духовную и историческую ценность святыню изъяли захватившие власть большевики. В конце 20-х годов ученым удалось добиться передачи креста в музейные фонды, однако выставленная в экспозиции Могилевского исторического музея святыня привлекла множество верующих, так что крест святой Евфросинии убрали подальше от глаз людских. После оккупации Могилева фашистами крест бесследно пропал, и хотя предпринималось множество попыток его отыскать, в том числе в собраниях зарубежных коллекционеров, до настоящего времени судьба этого креста неизвестна.

В 1992 году было принято решение воссоздать крест Евфросинии Полоцкой. Воссозданием святыни занялся современный брестский ювелир Н. Кузьмин. Этот крест ныне пребывает на историческом месте – в Спасо-Евфросиниевском монастыре. Ежегодно 5 июня, в день памяти преподобной Евфросинии, перед святыней совершается торжественный молебен.

 

4444.jpg

Годеновский крест

Древняя святыня Ярославской земли пребывает на подворье Переславского Никольского монастыря – в храме святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново.

Крест был обретен чудесным образом в 1423 году на Саховском болоте недалеко от Ростова Великого. О происхождении же его в исторических источниках упоминается, что он явился «от греческой стороны». В дореволюционное время крест широко почитался, но атеистические власти постарались стереть память об этой святыне. В богоборческие времена святыня немало пострадала от кощунственных надругательств. В 2002–2003 годах состоялась реставрация Годеновского креста, уникальная тем, что работы специалисты из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) вели прямо в храме, где при этом не прекращались богослужения.

Ныне не иссякает поток паломников к Годеновской святыне, более того, по просьбе людей создано более десяти копий этого креста для других храмов.

 

bba1f21d287cf07170decf23541cb55f.jpg

Дмитровский крест

Название это креста происходит от древнего города Дмитрова под Москвой, где на протяжении веков пребывала эта святыня. Ныне же ему можно поклониться в московском храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Вот как описывается в книге XIX века этот необычный по форме семиконечный крест: «Крест с изображением на нем Распятого Господа Иисуса Христа. Лице Спасителя мертвенно-бледное, брови почти прямые, глаза и уста слегка полуоткрыты, голова немного наклонена и почти лежит на правом плече, руки распростерты прямо, длани открыты во всю длину. Весь Крест, кроме тела Спасителя, обложен серебром. Длина Креста три аршина 12 вершков, а широта под руками два аршина 10 вершков».

Древних записей о чудесном явлении креста не сохранилось, что объясняется множеством нападений, пожаров и разорений, пережитых городом в разные столетия Тем не менее, во всех преданиях и рукописях, ссылающихся на более древние источники,  упоминается один и тот же год явления Креста – 1291-й, в седьмую пятницу после Пасхи, а жители, следуя преданию, единогласно указывали и на то место, где он явился, и на чудесное прозрение слепорожденной девицы, которая при купании в реке Яхроме первой увидела необыкновенный свет от новоявленного Креста Господня.

Из исторических памятников, свидетельствующих о глубокой древности Дмитровского креста, можно указать на построенный около пятисот лет назад соборный храм, на южной и северной лицевых сторонах которого были вделаны в стенах выпуклые изображения креста, совершенно одинакового вида и формы с чудотворным крестом. А ведь семиконечная форма Дмитровского креста, с усеченными углами срединной поперечины, – едва ли не единственная в своем роде.

В память его обретения в седьмую пятницу после Пасхи в Дмитрове совершался торжественный крестный ход. О почитании святыни говорило также то, что в ближайших к городу селах ее копии имелись едва ли не в каждом храме.

Во время гонений XX века под предлогом помощи голодающим у верующих был отобран Дмитровский крест, с него содрали серебряную ризу, а сама святыня долгое время находилась в музейных запасниках, пока не была перенесена в домовый храм Третьяковской галереи.

 

34697.jpg

Новгородский Чудный крест

Новгородский летописец впервые упоминает о кресте в записи, относящейся к событиям 1096 года: «А на заутрие обретеся Крест Честный Владимир у Святой Софии Новгороде, при епископе Феодоре». Обретенная святыня былы поставлена на берегу реки и стал предметом особого почитания новгородцев. С тех пор судьба его была связана с судьбою самого моста, положение которого не раз изменялось в течение восьми веков, и вместе с перенесением моста переносился Чудный крест.

По свидетельству летописи, владыка Симеон в 1418 году Чудным крестом усмирил народный мятеж. А в 1508-м в Новгороде был страшный пожар, и после молитвы архиепископа Серапиона перед крестом пожар прекратился.

1 августа ежегодно у часовни Чудного креста собирались крестные ходы от всех городских церквей, монастырей и соборов, архиепископ служил молебен. Более 50 храмовых и всеми чтимых чудотворных икон, убранных цветами, в богатых ризах, располагались в этот день в два ряда около часовни и затем переносились в кремль к памятнику Тысячелетию России.

Последнее здание часовни, простоявшее до Великой Отечественной войны, было сооружено в 1830 году вместе с домиком для лиц, обслуживающих мост.

15 июня 1929 году губернская газета «Звезда» опубликовала решение президиума горсовета о закрытии пяти новгородских церквей, в том числе и часовни Чудного креста. О судьбе самого креста ныне ничего не известно.

 

81265384ed467a5addfea9f304248d6d.jpg

Кошарский крест

В Крестовоздвиженском храме Белгорода хранится древний явленный крест, именуемый Кошарским.

В XVIII веке в селе Кошары проживал богатый землевладелец Юрий Выродов, в доме которого находился описываемый крест, именовавшийся чудотворным. Он был прислан Юрию родным его братом, послушником одного из афонских монастырей. Впрочем, нечестивый и развращенный помещик с неохотой держал в своем доме святыню, и однажды приказал ее вытащить и выбросить в трясину, которая была неподалеку от дома. Спустя годы поруганный и зарытый в грязь крест был обретен чудесным образом: в конце XVIII века некий слепец слышал во сне голос, обещавший ему исцеление от слепоты, если он, отправившись в Кошарскую трясину, вынет оттуда крест. Лишь только слепец приложился к найденному кресту, как тотчас же прозрел.

 В первое время по обретении Кошарский крест стоял на устроенных для него подмостках, а затем перенесен был в каменную часовню, сооруженную тогдашним землевладельцем Пузановым. В 1860 году  на средства генеральши Анны Богданович начали здесь строить храм, в котором и был поставлен чудотворный Крест. Все это время к святыне съезжалось множество паломников.

В послереволюционные годы атеисты, боровшиеся с  «религиозным дурманом», попытались посягнуть на Кошарский крест, находившийся в Крестовоздвиженском храме. «Приехали партийцы. Собрали всех перед нашим храмом и начали объяснять про дурман, про опиум, про несуществующего Бога», – вспоминала Виктория Стефановна Литвинова, внучка священника.  После люди в кожанках объявили цель своего приезда: забрать из храма крест и увезти его с собой. Член губкома Кравцов  с крестом на плече вышел из храма и с оскорбительными речами бросил святыню в подводу, стегнул лошадь вожжами и уехал. Почти сразу же, на одной из соседних улиц, его убило молнией.

Но хотя крест был возвращен на прежнее место, сам храм в начале тридцатых годов закрыли. Тем не менее, благодаря смелости и настойчивости тогдашней старосты прихода  Марии Киреевой, отправившейся в те страшные годы с ходатайством в Москву, в храме удалось возобновить богослужения. И даже в годы Великой Отечественной войны службы в храме не прекращались.

В наше время возрождается старинная традиция, связанная с Кошарским крестом. Прежде на престольный праздник чудотворный крест выносился из храма и после совершения крестного хода устанавливался на специальных подмостках для поклонения многочисленных паломников из разных городов и весей. В 1999 году для креста был изготовлен специальный киот, и теперь ежегодно в день праздника по окончании Божественной литургии почитаемая святыня обносится вокруг храма.


 e9bb5cf6574c2f986455e7d434f28bbf.jpg

Кийский крест

Особенность Кийского креста, изготовленного по заказу Патриарха Никона для Онежского (Кийского) Крестного монастыря, в том, что он является одним из крупнейших в мире мощевиков.

В него помещено более трехсот частиц мощей святых и шестнадцать камней со Святой Земли, с мест, где происходили описанные в Священном Писании события. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезенными с Афона в середине XVII века.

«И аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни», – писал о Кийском кресте Патриарх Никон.

Среди святых, чьи мощи находятся в Кийском кресте, – святой Иоанн Предтеча, апостолы Павел, Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев, евангелисты Матфей и Лука, равноапостольный князь Константин, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, святители Московские Петр, Иона, Алексий, преподобный Алексий, человек Божий, великомученик Георгий Победоносец, великомученик Пантелеимон и многие другие.

Святыне можно поклониться в московском храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.


d1f013d8faea72feaa94e3c99432d91d.jpg 

Калиновский крест

Этот крест прославился чудесами в относительно недавнее время – в XX веке, в разгар гонений на веру.

7 июля 1923 года от станции Калиновка к селу Сальник под Винницей (Украина) ехали на телеге, возвращаясь с гражданской войны, два солдата. Возле поворота стоял деревянный крест высотой около шести метров, обращенный на восток. На западной стороне креста была закреплена икона «Распятие с предстоящими», написанная по металлу масляными красками. Один из пьяных солдат выстрелил в крест – пуля попала в Распятие, пробила правое плечо Спасителя, из которого тут же потекла кровь. Об этом рассказал крестьянам извозчик, перевозивший солдат. Новость подняла на ноги все село. Кровь сочилась из креста и из иконы, оставляя потеки до самой земли.

Уже на следующий день сюда шли крестные ходы из соседних сел, возглавляемые священниками. Солдат, простреливший икону и крест, целый месяц вместе с матерью стоял под крестом, и просил людей молиться, чтобы Господь простил его грех. Через неделю к кресту уже шли богомольцы из Киевщины, Волыни, Галиции, Подолья. В некоторые дни возле святыни служило более ста священников.

Большое стечение народа в Калиновку привлекло внимание местных властей. Подольский губисполком составил комиссию для расследования обстоятельств Калиновского чуда. 24 июля 1923 года председатель Калиновского райисполкома Горловский и фельдшер Мурованый взяли кровь от креста на вату в пробирку, которую запечатали печатью райисполкома и отправили на экспертизу в Киев. Местные жители потом рассказывали, что Мурованый утверждал, что на вате была именно кровь, а не ржавчина, как говорили тогда местные власти. За это он и был расстрелян. Та же участь постигла и десятки священников, которые в течение месяца круглые сутки служили молебны возле креста.

Несмотря на репрессии, поток богомольцев к кресту не прекращался. А в праздничные дни людей каждый раз становилось все больше и больше. Даже атеистическая пресса писала, что 2 августа, в день памяти святого пророка Илии, «у креста пребывало около 20 000 народу, причем единовременно около 15 000 человек».

Новая комиссия заявила, что  «описанное явление — обнаружение на иконе струек высохшего красящего вещества, является явлением естественным, происшедшим от дождя и ржавчины». Однако все знали, что в это время была страшная засуха.

Через три месяца с помощью военных частей богомольцев от креста разогнали, сам крест срезали, распилили и выбросили в соседний колодец. Потом это место заасфальтировали.

Но верующие не забывали о Калиновском чуде, и в послевоенные годы крест был сооружен снова. Это произошло стараниями верующей вдовы Анастасии Зубко из села Сосенки, которая в конце 40-х годов, во время голода, продала свою корову-кормилицу и на эти деньги заказала крест. Рассказывают, что нести крест собрались верующие люди из всех окрестных сел. Его установили на том же месте, где произошло Калиновское чудо. Но спустя некоторое время он т был сожжен воинствующими атеистами. В 80-х годах жителем села Сальник Иваном Касинюком был сделан и установлен новый крест – он простоял только несколько дней. Власти приказали его уничтожить, однако люди успели спрятать святыню возле церкви. В 90-х годах этот крест установили вновь.

В 1993 году, когда верующие отмечали 70-ю годовщину Калиновского чуда, военнослужащие местного гарнизона изготовили и установили на святом месте новый девятиметровый дубовый крест. В скором времени над крестом был построен храм-часовня. Рядом с ней, на месте, где по преданию был закопан первый чудотворный Калиновский крест, возвели еще одну часовенку.

В 90-х годах ХХ столетия была восстановлена традиция крестных ходов из Винницы в Калиновку.

В материале использована информация
 епахиальных и приходских сайтов

 

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.