В преддверии Пасхи, когда храм посетят практически все жители района, необходимо подумать о том, чтобы рассказать им о жизни прихода. Это можно сделать при помощи правильно оформленных информационных стендов.
Вопреки распространенному мнению, информационные стенды в храме − не только способ донести новости до прихожан. Постоянные прихожане для этой цели в основном пользуются «сарафанным радио» и интернетом. Поэтому информационные стенды − это в большей степени миссионерский и катехизаторский инструмент, т.е. инструмент работы с захожанами (и даже мимохожанами, если речь идет о наружном стенде). Грамотно поданная информация может привести человека к Богу, а кое-как поданная – оттолкнуть, создав негативное представление и о конкретном храме, и о Церкви в целом. Поэтому писателям объявлений всегда нужно помнить об ответственности за каждое слово – «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12. 37).
За год я имела возможность ознакомиться с информационными стендами примерно 30 храмов (в основном московских), и впечатление они произвели самое плачевное. Информация размещается бессистемно, не расставлены акценты, каждое объявление начинается заголовком «Дорогие братья и сестры!», и захожанин, пробежав глазами по стенду, только ту информацию из храма и вынесет, что братья и сестры − дорогие. Все объявления − разного размера, текст разного формата, одно объявление пытается перекричать другое. Составить представление о приходской жизни по такому стенду просто невозможно. Девяносто-девяносто пять процентов храмовой информации вообще не доходит до читающего.
Современный человек перегружен информацией – самой разнообразной, красиво упакованной, вкусной, разжеванной и в рот положенной, созданной с использованием всех человеческих знаний и умений. Она загружается в наши головы везде и всегда. Человек пресыщен разного рода сообщениями, он практически их не запоминает. Поэтому для максимального результата от размещаемой на храмовом стенде информации необходимо придерживаться определенных правил. Для того, чтобы правила работали, их нужно донести до всех писателей объявлений, или же в храме должен быть назначен один человек, ответственный за оформление стендов.
Итак, что же это за правила?
1. Структурирование информации на стенде. Для удобства восприятия информации необходимо разбить ее на темы, например:
- официальная информация о храме (полное название, почтовый адрес и проезд, телефон, адрес сайта и групп в соцсетях);
- расписание богослужений;
- воскресная школа − расписание занятий, информация о школе (среди невоцерковленных людей распространено заблуждение, что в воскресных школах обучаются только дети);
- социальная работа;
- молодежная работа;
- паломническая служба;
- нужды храма (не забывайте рассказывать прихожанам о потребностях храма и видах возможной помощи);
- объявления;
- фотографии богослужений и приходской жизни (фото всегда привлекают внимание и наглядно рассказывают о приходе, вызывая интерес ко всему стенду в целом).
Новости каждого из направлений необходимо размещать в соответствующем разделе. Если какое-то направление приходской жизни пока не очень развито, то рассказать о нем можно в разделе общей информации о храме, а обновления размещать в разделе объявлений. В отдельное направление имеет смысл выделять развитый вид приходской работы.
2. Для каждого из этих направлений необходимо сделать стандартные крупные заголовки. Тогда человек, пробежав глазами по заголовкам, сможет сразу составить представление о приходской жизни и найти интересующую именно его информацию. Изучать все разнокалиберные сообщения у человека может просто не быть времени. Да никто этого и не будет делать: как правило, человек обращает внимание на самое яркое/крупное объявление, читает его, и если оно не заинтересовало, то далее внимание рассеивается и остальная информация просто игнорируется.
3. В объявлениях имеет смысл использовать одинаковый шрифт и кегль. Так же, как отсутствие заголовков, разнокалиберность объявлений создает хаос на стенде, он смотрится неаккуратно, выглядит отражением хаоса в храме и приходской жизни, является неуважением к читающему.
4. В объявлениях желательно использовать иллюстрации. Картинка сразу привлекает внимание и вызывает интерес к написанному, тогда как просто текстовое объявление человек может проигнорировать. Это может быть фотография, икона, графика или живопись; главное условие – иллюстрация должна быть красивой и соответствовать объявлению. Любительское фото занятий в воскресной школе, сделанное мыльницей, с «заваленным горизонтом», скорее, произведет отталкивающее впечатление. Если нет возможности сделать хорошие фотографии, то лучше поискать в интернете фото православной литературы или картины с библейскими сюжетами. Но, как правило, возможности есть – нужно только поискать на приходе фотографов. Это можно сделать, например, в соцсетях: написать в храмовой группе о потребности в фотографе-волонтере для оформления стенда.
5. Для нехрамовых объявлений стоит создать отдельный стенд, например, «Москва православная». Внешние объявления делаются с непрогнозируемым дизайном, и они, как правило, совершенно забивают собственную информацию. В результате самым ярким, а значит, и самым «главным» может оказаться объявление о каком-то концерте, а не о богослужениях в храме.
6. Крайне необходимо использовать информационные стенды для образовательной информации. Захожанин, пришедший в храм раз в год заказать молебен или освятить кулич, имеет такое количество вопросов о вере, которые он оставляет на потом, что с радостью использует возможность получить ответы хотя бы на какие-то из них. Образовательная информация − это тема отдельной статьи, но в преддверии Пасхи обязательно нужно разместить информацию, как минимум, об этом самом главном празднике.
7. Для максимального результата имеет смысл всю эту информацию продублировать и на внешнем информационном стенде. Тогда со временем с жизнью храма ознакомятся все жители района, и не по сплетням и информационным вбросам антиклерикалов, а из первых рук. Не упускайте этой возможности.
БОГ В ПОМОЩЬ!
Ирина ДМИТРИЕВА


