Жизнь с калькулятором

23.09.2021

0897897.jpg

Порой даже очень хорошее качество, развившееся вне всякой меры и здравого смысла, становится уже весьма противоречивой чертой характера, а порой и перерождается в порок. Но в повседневной жизни бывает весьма непросто увидеть грань, за которую не стоит переходить... Давайте порассуждаем, почему, например, жадность – это зло, а бережливость – добро, и как отличить одно от другого…

 

Волк в овечьей шкуре

Как отмечает кандидат богословия В.В. Коломиец в статье «Метаморфозы духов», чтобы не заблудиться в земных странствованиях, нужно иметь дар различения духов, о котором говорится в апостольских посланиях (1Кор. 12:10). Только имея этот дар, подаваемый благодатью Божией, мы сможем увидеть на карте своей духовной жизни пограничный столб, межевую линию между территориями различных страстей и добродетелей.

Из опыта мы знаем, что страсти часто маскируются под добродетели. Так, страсть любостяжания, жадности, любит рядиться в личину экономной рачительности. Как распознать волка в овечьей шкуре? Для этого нужно тщательно исследовать территории по ту и другую стороны от межевой линии на карте души. Но если с территорией жадности всё более-менее ясно, ведь Сам Господь предостерёг: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15), то территория заботливой бережливости, под которую любит маскироваться жадность, требует внимательного исследования.

Вот первый вопрос, который возникает по поводу экономной бережливости: «Почему рачительность так непросто даётся?» Видимо, потому, что вокруг слишком много соблазнов, побуждающих нас потратить, расточить деньги. Сегодня духом потребительства пропитано абсолютно всё: реклама, информации об акциях и скидках, интернет-сайты.

За примерами далеко ходить не надо. На сайте метеосводки (!) читаем: «Литургия. Самая главная служба. Акция». Словосочетание настолько парадоксальное, что мимо не пройдёшь. Оказалось, речь идёт о продаже книги с пояснениями к Литургии. Конечно, такая книга – вещь хорошая, но как-то уж чрезмерно сильно слово «Литургия» контрастирует со словом «акция».

Вчера пришла смс от банка: «Берите кредит прямо сейчас и не думайте о процентах целых два месяца!» Да уж, ключевые слова здесь – «не думайте». Да если мы не будем думать, прежде чем взять кредит, то в одночасье пойдём по миру! Вспомнились наставления моих родителей. Отец говорил, что в долги нужно влезать только в самых критических случаях; мама учила, что прежде чем потратить копейку, она должна вспотеть в твоей руке… А во времена моей юности в столовых висели плакаты: «Хлеб к обеду в меру бери! Он драгоценность, им не сори!» Эти призывы не были крохоборством – наоборот, они дисциплинировали, приводили мысли в порядок.

Снова с грустью возвращаюсь к современной жизни. Как много сейчас всего одноразового! С какой лёгкостью мы отправляем вещи целиком в мусорную корзину просто потому, что невозможно найти запчасти, чтобы заменить сломавшиеся. Пугает лёгкость, с которой мы освобождаемся от вещей. Но не меняет ли это психологию человека? Не отправит ли он в лихой час в дом престарелых своих родителей, или в интернат – ребёнка-инвалида? Хочется думать, что Христос, просвещающий всякого человека, приходящего в мир (Ин.1:9), всё же не даст этому произойти.

 

Скупой платит дважды

 

О том, что бережливость – это качество, угодное Богу, пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Храни совесть к вещам, удаляясь излишества, роскоши, небрежения, помня, что все вещи, которыми ты пользуешься, это творения Божии, дары Божии человеку».

Расточительность, нерадение, а также другая крайность, противоположная бережливости, скупость, бумерангом возвращаются к человеку. Читаем пьесу Генрика Ибсена «Враг народа». В ней рассказывается о том, как из-за воровства и желания красиво пожить на украденные деньги были допущены преступные ошибки при строительстве водолечебницы. В результате в целебные воды стали попадать отходы канализации, отчего люди, приезжавшие на лечение, тяжело болели. Но вместо того, чтобы устранять неполадки, отцы города пустились обвинять друг друга и скрывать масштабы трагедии. Гениальный драматург показал, как бережливость, на которую ссылались виновники происшествия, обернулась волчьим оскалом скупости и ненависти.

Или вот другой пример. СМИ сообщили об аварии танкера в Индийском океане, он сел на мель. Но вместо эвакуации танкера судовладельцы стали препираться друг с другом по поводу цены. В итоге небольшая трещина в обшивке постепенно превратилась в огромную пробоину, через которую вылилась нефть, погубившая дивной красоты рыб и коралловые рифы. А какой урон окружающей среде нанесли экологические катастрофы при взрыве в порту Бейрута или при аварии на тепловой станции в Арктике! Причиной их явилось отслужившее свой срок оборудование. И скупые владельцы заплатили уже не дважды, а во много раз больше, чем требовалось на реконструкцию оборудования. Так, после аварии в Арктике за вред, нанесённый окружающей среде, виновная компания уплатила штраф в полтора миллиарда (!) евро. Вот какими убытками оборачивается потеря рачительности!

Приведённые факты варварского отношения к окружающей среде   потрясают ещё сильнее, если вспомнить, что изначально, при творении, человек был создан управлять всей живой природой. И управлял он ей рачительно, мудро, ведь был создан по образу и подобию Божьему (Быт. 1:26). Вразумляюще действуют пронзительные слова Покаянного канона ко Господу Иисусу Христу: «О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твоё? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел; но более взыщи Царствия Божия».

 

Духовная геолокация

Вспомним вновь сравнение путешествия нашей души к спасению со странствием по некоей духовной карте. Сегодня мы научились с помощью электронных технических средств с огромной точностью определять своё местонахождение на местности. А что делать, если на духовной карте, отвечая на вопрос Бога «где ты, Адам?», мы «запеленговали» себя возле пограничного столба между жадностью и бережливостью? Как определить, не удалимся ли впоследствии в ложном направлении? В чём критерий правильности нашего курса?

Ответ даёт упоминаемый выше учёный-богослов В.В. Коломиец. Он пишет, что критерием в данном случае является наш собственный эгоизм. Куда мы движемся, от него или к нему? В сторону любви к человеку или наоборот? Ведь все мы живём в социуме и связаны друг с другом. И если бережливость человека хоть в чём-то наносит урон другим людям, то это уже не бережливость, а жадность. Золотое правило этики гласит: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». Оно основано на заповеди Господа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:34). Именно этот принцип и даёт нам безошибочную «геолокацию» на карте духовной жизни.

 

Вера ГУБИНА,
прихожанка Александро-Невского храма г. Лиепая (Латвия)

Публикация журнала «Доброе слово»
(Латвийская Православная Церковь)



Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓