Больше, чем просто цвет

27.04.2019

45365.jpg

Великая суббота. За богослужением священники меняют ставшие уже привычными темные облачения на белые. Еще немного – и ясной зорькой заполыхает в храмах красный цвет, возвещая о великом торжестве Воскресения Христова. Какое значение, кроме эмоционального, имеет цвет в церковной жизни? Церковь обращается к нам многими языками, так что она говорит нам языком цвета?

 

Что такое цвет? Несмотря на кажущуюся легкость вопроса, ответить на него не так просто. Цвет постоянно присутствует вокруг нас. Все предметы и явления непременно обладают каким-нибудь цветом. Языком цвета мы учимся говорить в глубоком детстве, еще толком не освоив собственную речь, трепетно соблюдаем связанные с ним условности, приветствуем смену красок в природе, но едва ли задумываемся, а что это, собственно, такое.

Пожалуй, сложно даже сказать, что цвет – это форма явлений, или наслоение чужой формы, сосуд с пустотой – или огонь, в нем мерцающий. У каждого из цветов (в известных пределах) есть название, его форма в языке, однако цвет не существует сам по себе, а всегда обозначает нечто, будучи даже в обиходе связан то с определенными эмоциям, то с определенными предметами, то с событиями (тут у каждого свой субъективный выбор). Цветовой сигнал лаконичнее слов, но несет в себе бездну информации, далеко не всегда осознаваемую воспринимающими. И любой цвет указывает на остатки долгой истории отношения к самому себе.

6789.jpg

Цветовой язык начал зарождаться уже на заре христианства, когда римские воины облачили Христа в багряную ризу, высмеивающую царское достоинство, а затем разделили одежды Спасителя по жребию. С этих пор царская риза приобрела новый смысл, а красный цвет одеяния стал знаком мучеников, уподобляющихся Христу в своих страданиях.

Первое упоминание о цвете облачения клирика относится к III веку. Уже в IV столетии Амвросий Медиоланский указывает, что красный цвет отличает мучеников, а белый – дев. При описании литургии в сборнике под названием «Апостольские постановления», относящемся к концу IV века, упоминается белый цвет облачения епископа.

Белый – этот цвет-загадка, цвет и одновременно его отсутствие, стал одним из самых сакральных цветов в палитре человечества. У многих южных народов, от Средиземноморья до Индии, он превратился в символ траура. Но первоначально белый – это цвет чистоты, девства и горнего мира.

Цветовая система, описанная псевдо-Дионисием Ареопагитом, – один из самых знаменитых «цветовых уставов», узаконивший красный как цвет крестных страданий и искупительной смерти Христа. Дионисий базировался на формальном сходстве, но красный для него – нечто гораздо большее, чем просто кровь и просто смерть. Он указывает на сущность ключевых событий в Священной истории, открывая их смысл.

Вслед за красным новое место занял синий цвет, ставший своеобразным знамением слома архаичной культуры цвета. Исследователи истории цветовых символов сходятся во мнении, что древние цветовые системы основываются на сопряжении трех главных цветов — красного, черного и белого. Они берутся на вооружение и христианской традицией, и она, наделяя их новым содержанием, не отменяет самой системы. Все меняется с приходом синего – точнее, с гигантским ростом его значения. Считается, что еще в античную эпоху этот цвет имел некоторый «божественный» смысл, будучи связан с цветом неба, а, следовательно, и с небесами. В христианской картине мира синий стал символом Девы Марии. Впрочем, не обошлось и без материальных причин: синие пигменты для окрашивания тканей и лазурь иконописцев были очень дороги. А только дорогой материал достоит для изображения Богородицы.

icon_shigri_smolenskaya2.jpg

Известный культуролог и исследователь средних веков Умберто Эко делает вывод, что Средневековье отличается любовью к локальным и ярким цветам, которые воспринимаются как предмет непосредственного созерцания. В отличие от архитектуры, которая видится как стройная система, отношение к цвету остается скорее мистическим. Оно понимается как что-то существующее, но не поддающееся осознанию. На Западе богослужебные цвета начали складываться в стройную систему не ранее IX века. Первым трактатом, в котором детально рассмотрены различные цвета облачений в связи с праздниками церковного года является произведение папы Иннокентия III «О святом таинстве алтаря». Именно в нем красный цвет был закреплен за днями Страстей Христовых и памятей мучеников, белый – как цвет больших праздников, черный цвет – как цвет дней поста и заупокойных месс, а фиолетовый был соотнесен с покаянием. В последующее время эта система развивалась, но окончательно сложилась только к XX веку. Причем голубой цвет был закреплен за Богородичными праздниками только в епархиях Латинской Америки.

В православной традиции основные тенденции оказались сходными, хотя наблюдается некоторое различие. Так, черный цвет в рамках Великопостных и заупокойных служб вошел в богослужебный обиход достаточно поздно, только в XVIII столетии. Причем, и сейчас эта традиция не везде возобладала.

456754.jpg

Совсем разными оказались пути зеленого цвета. В Католической Церкви изначально именно зеленый был стандартным цветом для обычных дней года, а в традиции русского Православия этот цвет связан с праздниками Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим, а также с памятью преподобных. Зеленый трактуется как цвет животворения и вечной жизни, в этот цвет окрашена мантия патриарха. Но можно здесь также усмотреть сюжетный и сельскохозяйственный фактор: всем известен обычай украшать храмы зеленью и березовыми ветвями на Троицу, да и растительный «компонент» Входа Господня в Иерусалим, варьирующийся в зависимости от климата от вербы до пальмы, тоже нельзя упускать из виду.

Цветовой символизм облачений становится особенно явным на богослужении Великой субботы, когда духовенство буквально на глазах верующих переодевается из черных облачений в белые. Пост уже закончен, и скорбь отложена, но время для торжествующего красного, возвещающего о Христовом Воскресении, еще не пришло. Белые облачения символизируют чудесный свет, воссиявший из гробницы Христа в момент Воскресения.

Протодиакон Димитрий ПОЛОВНИКОВ

Публикация сайта «Православное Закамье»


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.