Рождественский дедлайн: Пасха близко!

06.01.2020

detail20160106-VSN_5937-обр.jpg

Кто-то считает, что праздники – это время, «когда всё можно», и ударяется во все тяжкие. Кто-то считает праздники временем коллективного лицемерия, когда надо носить фальшивые улыбки и демонстрировать якобы благополучие. Для кого-то праздники – это впустую потерянное время, для кого-то – наоборот, дни самой тяжелой работы. А кто-то просто радуется. Но что же такое праздники в христианской общине – Церкви? Вот приближается день Рождества Христова. День, когда весь мир смотрит на нас с интересом: что празднуете, христиане?

 

Чтобы понять, что такое праздник Рождества, зададимся вопросом: что такое вообще праздник?

Слово это образовалось от старославянского «праздьнъ», буквальное значение которого – «день, не занятый делами, свободный от работы». Отсюда же и наше современное «праздный».

Но в христианской культуре это не просто день, по какой-то причине лишённый дел. Это день священной праздности, день, выделенный из потока повседневности ради приобщения к высшему смыслу бытия. Для христиан такое значение праздника как культурного явления связано с одной из десяти заповедей Божиих, данных на горе Синай: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:8-11).

Для христиан очевидно, что земная жизнь с её заботами – это только подготовка к вечной благой жизни с Богом. Поэтому нельзя допустить, чтобы земные заботы поглотили человека полностью, не давая времени поднять голову к небу.

Вот как разъясняет смысл третьей заповеди святой Николай Сербский: «Избранники Божьи, находясь плотски во времени, духом своим поднимаются до вершин мира, где вечный мир и блаженство. А ты, брат, трудись и отдыхай. Трудись, ибо и Бог трудился; отдыхай, ибо и Господь отдыхал. А труд твой пусть будет созиданием, ибо ты чадо Творца. Не разрушай, но созидай! А в седьмой день отдыхай. Посвяти седьмой день целиком Богу, и тогда воистину отдохнешь и исполнишься новых сил».

А вот что говорит преподобный Амвросий Оптинский: «Святой апостол Павел пишет: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. И ещё: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал. 5:16)... Апостольские сии слова ясно показывают нам, что значит духовно жить и как духовно праздновать христианские праздники, то есть должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстьми».

Это относится, конечно, не только к непосредственно седьмому дню недели, но и к каждому празднику.

Именно ради выхода за рамки житейских попечений и существуют христианские праздники. Ради того, чтобы посвятить время и внимание Господу – чем, как не желанием посвятить внимание и время, поверяется любовь?

Можно сказать, что христианские праздники – это сигнальные огни вечности в потоке времени. И такими огнями в особенности отмечены дни главнейших событий в жизни Христа. Один из главных праздников, посвящённых земной жизни Господа – это, конечно, Рождество.


В Православной Церкви такие великие праздники окружены особыми днями подготовки и размышлений – эти дни называются «предпразднство» и «попразднство».

Обычно предпразднство – это один день накануне самого праздника. Но праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства (20 декабря/2 января – 24 декабря/6 января) и шесть дней попразднства!

Ну, а сам канун праздника Рождества, по-церковному «навечерие», называется в славянских странах красивым словом «сочельник» – от названия пищи, которую было принято есть в этот день. Он считается строго постным в знак напряжённого ожидания Рождества Христова, потому и готовится тогда особая постная пища, а именно «сочиво». Ведь весь Рождественский пост, всё предпразднство христиане старались подготовиться к светлому торжеству, очистить сердца от грехов и преуспеть в делах правды Божией (в принципе, христиане этим занимаются по жизни всегда, но праздники, посвящённые Христу – хороший повод «сделать рывок» в этом направлении; потому обычно и приняты перед величайшими из них посты). Ну, а сочельник – это, можно так сказать, дедлайн святости, когда уже не до еды.

Предпразднство Рождества Христова такое продолжительное по удивительной и неожиданной причине!

Дело в том, что Рождество – это не просто «день рожденья Бога», Рождество – это и день начала крестного пути Христа. Христос, по Его Собственным словам, пришёл в этот мир принять страдания и смерть за нас, поэтому Церковь осознаёт неразрывную связь Рождества и Пасхи и отождествляет предпразднство Рождества с предпасхальной Страстной седмицей, приближая службы этого предпразднства к Страстны́м.

В каждый день предпразднства Рождества на вечерних службах исполняются особые песнопения – каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы и исполняемые соответствующими напевами.

Древние авторы церковных песнопений в своих творениях хотят раскрыть для нас, слушателей и соучастников богослужения, глубину Боговоплощения. Сын Божий стал человеком и переменил Свою Божественную славу на трудную и исполненную страданий человеческую жизнь. «Воплощение стало для Него своего рода крестом – первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний. Господь Иисус Христос принимает "бренность" человеческого естества, образ Своего создания – человека. Это и есть внутренний крест. Но уже при самом рождении Его ждет и крест страданий, гонений и скорбей. Он только родился и уже находится в смертельной опасности от злобы Ирода, коварно замыслившего убить Богомладенца; далее – бегство в Египет, опасность пути, пребывание в чужой языческой стране и многие другие скорби». (Г.И. Шиманский. Литургика)

Вот какие глубокие смыслы в поэтической форме выражаются в песнопениях предпразднства Рождества Христова: Пасха близко! И страдания, и светлое Воскресение, и – чаемое всеми христианами грядущее Царство. Как и Сам Господь Иисус Христос говорит нам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (ср. Мф.4:17)

Екатерина МАКАЛЕЦ

Фото Пресс-службы
Патриарха Московского и всея Руси

 

 

 

 

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.