Пять «Успений»

28.08.2020

35415-2.jpg

На Успение Пресвятой Богородицы на аналой в центре храма обязательно выносится икона этого праздника. Но есть образы Успения, оставившие особый след в благодарной памяти верующего народа: по молитвам к Божией Матери перед этими иконами исцелялись люди, утишались эпидемии, целые города оказывались спасены от вражеских нападений. О пяти чудотворных иконах, особо почитаемых в пределах Русской Церкви, давайте вспомним в этот праздничный день.

 

От Босфора к днепровским берегам

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы»

7557657_1.jpgИзначальная Киево-Печерская икона «Успение Пресвятой Богородицы» не сохранилась до наших дней. Лаврское предание традиционно связывает ее с древней «наместной» (то есть, согласно одному из толкований, храмовой) иконой Успенской (Великой) церкви, принесенной зодчими из Константинополя преподобным Антонию и Феодосию в 1073 году. В Патерике Киево-Печерской Лавры говорится, как они по зову «Царицы» пришли во Влахерны, и там Богородица «…дасть ти нам сию икону: «Та наместная, рече, да будет», Ей же поклонившеся изыдохом в домы своя, носяще и сию икону, юже прияхом от руку Царицину».

В описании обители, данном в XIX веке митрополитом Евгением (Болховитиновым), икона описывается следующим образом: «Первую святыню Печерской Лавры составляет чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, и потому украшена она паче всех святынь сей Лавры. Она писана древней греческой живописью на кипарисной деке шириною в 9, а вышиною в 6 с половиной вершков (ок. 40×29 см – прим.)».

Икона имела вытянутый по горизонтали формат. На ней Богородица лежит на одре с изголовьем, обращенным влево. По центру за одром – фигура Спасителя, держащего на левой руке спеленатую душу Богородицы. По сторонам вверху – два летящих ангела с белыми убрусами в руках, готовые принять душу Богородицы. Одиннадцать апостолов (без Фомы) разделены на две компактные группы: пятеро – у главы Богородицы, остальные шесть апостолов – у Ее ног. Слева на переднем плане изображен апостол Петр с кадилом в руке. Павел изображен справа, его руки лежат на краю одра. Позади одра – Иоанн Богослов, склонившийся к изголовью Богоматери. Выделяется фигура апостола Андрея с характерным жестом простертой вперед руки.

В XVII – начале XX века богато украшенная благодаря приношениям верующих чудотворная икона помещалась в Успенском соборе над царскими вратами. Так, например, в 1800 г. киевский ювелир П. Гуртифельд изготовил для этого образа взамен обветшавшей новую золотую ризу, которую украшали 1073 бриллианта и другие камни. Для украшения иконы были использованы пожертвования «доброхотных дателей» и находившиеся при ней золотые и серебряные привески с драгоценными камнями. В 1896 г. московская фирма И. П. Хлебникова сделала новый золотой оклад, украшенный камнями. Правда, такие украшения надевались на икону в праздники – обычно на образе была более скромная риза.

Ежедневно по окончании утрени и литургии, а также во время еженедельных соборных акафистов икону на шелковых шнурах спускали для поклонения богомольцев. Традиция опускать и поднимать икону напоминает о так называемом обычном чуде во Влахернском храме Константинополя, описанном в 1075 году Михаилом Пселлом: завеса перед иконой Богородицы чудесным образом поднималась, открывая «оживший» образ, затем опускалась на прежнее место.

К заступничеству Божией Матери через Ее икону в Киеве прибегали во время осады Чигирина татарами: чудотворную икону «Богородицы Киево-Печерской, которая никогда до того времени не выносилась из обители Печерской», 27 августа 1677 года обнесли крестным ходом вокруг Верхнего города в Киеве – татары обратились в бегство.

Согласно преданию, Петр I молился перед лаврской святыней накануне Полтавской битвы и затем «приносил перед ней благодарение» за дарованную победу.

В память о победе над Наполеоном перед Киево-Печерской иконой Успения Пресвятой Богородицы, которую в 1812 году крестным ходом обносили вокруг обители, была подвешена неугасимая лампада, состоявшая из десяти лампад разноцветного стекла меньшего размера.

В 70-х годах XVII в. почитание этого образа распространяется и в Москве, о чем свидетельствуют ее ранние датированные списки, связанные с боярином Богданом Матвеевичем Хитрово. Например, его вкладом в Троице-Сергиев монастырь в 1671 г. стал написанный Симоном Ушаковым список чудотворной Киево-Печерской иконой Успения Пресвятой Богородицы в драгоценном окладе.

Списки этого образа, традиционно украшенные богатым окладом, имелись в наиболее значительных русских храмах – в Успенском соборе Московского Кремля и в Софийском соборе в Великом Новгороде; там, подобно «Успению» в Великой лаврской церкви, они крепились на кронштейне над местным рядом иконостаса вблизи царских врат.

После закрытия лавры вплоть до исчезновения иконы во время Великой Отечественной войны она оставалась в Успенском соборе. В процессе изъятия большевиками церковных ценностей с чудотворного образа была снята драгоценная риза весом около 7,5 кг.

В 1942 году, во время фашистской оккупации Киева, иконы из Всеукраинского музейного городка на территории лавры были переданы в Музей русского искусства и Музей западного и восточного искусства. В январе 1944-го лаврские иконы вместе с экспонатами этих музеев были вывезены в Восточную Пруссию, где, по свидетельству очевидцев, в феврале 1918 года погибли во время пожара, случившегося в имении «Вильденхоф» близ Кёнигсберга.

Более точных сведений о судьбе чудотворной иконы в настоящее время нет. Однако благодаря немалому числу списков, повторявших даже размеры первоначального образа, а также множеству графических и иных копий мы не только знаем точно, как она выглядела, – можно сказать, ее история продолжается.

В 40-50-х годах прошлого столетия почитаемый список чудотворной Киево-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы (он датируется XIX в.) находился в Киеве в Крестовоздвиженской церкви на территории Ближних пещер лавры. Вероятно, это была икона из Успенского собора, лежавшая прежде на аналое с правой стороны от царских врат.

При возобновлении монашеской жизни в лавре в 1988 году она была возвращена в Крестовоздвиженскую церковь. Список чудотворной лаврской иконы находится над царскими вратами иконостаса и, согласно старому обычаю, опускается по окончании литургии для поклонения.

 

Защитница Пскова
Псково-Печерская икона Успения Божией Матери

655626546_Псков.jpgВ 1473 году после освящения Успенской церкви Псково-Печерского монастыря от храмовой иконы Успения Богородицы получила исцеление женщина – с тех пор этот образ стал известен под именем Псково-Печерской иконы Успения.

В 1521 году двумя псковскими людьми Василием и Феодором в монастырь была принесена новая икона Успения Божией Матери «в житии», т.е. с изображением по сторонам важнейших событий з жизни Царицы Небесной. Поставленная в Успенском храме, с 1523 года икона стала прославляться многими чудесами. Правда, согласно составившему «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» Е. Поселянину, купцы Василий и Феодор принесли в монастырь другую чудотворную икону – «Умиление».

Особенно прославились обе Псково-Печерские иконы в 1581 году, во время нашествия на Псков польского короля Стефана Батория. Перед осадой города Пресвятая Богородица явилась во сне благочестивому старцу Дорофею и велела доставить из Псково-Печерского монастыря две святыни – чудотворные иконы «Успение» и «Умиление». Образа принесли в город и стали служить перед ними молебны. Враги долго осаждали и пытались штурмовать Псков, но так и не взяли его.

Позже царь Иоанн Грозный повелел воеводе своему Юрию Токмакову обложить золотом от своей царской казны чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы в житии и сделать серебряный киот для нее.

В 1812 году армия Наполеона взяла Полоцк и продвигалась к Пскову. 7 октября в город были доставлены из Псково-Печерского монастыря иконы «Успение» и «Умиление». Их пронесли крестным ходом вокруг города, и в тот же день русские войска отбили Полоцк, остановив тем самым наступление французов на Псков.

 

Не страшны ни пожар, ни бунт Пугачева

Далматская икона Успения Божией Матери

Dalmatskaya.jpgЭтот образ прославился чудотворениями в XVII веке. История Далматской иконы Успения Божией Матери связана с основанием Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря.

Житель Тобольска казак Дмитрий Иванович Мокринский, пожалованный за службу дворянским званием, оставил жену и детей и ушел в Невьянский Богоявленский монастырь Верхотурского уезда, где принял монашеский постриг с именем Далмат. За благочестивую жизнь братия пожелала сделать его игуменом, но Далмат, считая себя недостойным такой чести, взял икону Успения Пресвятой Богородицы и удалился за реку Урал, где на левом берегу Исети в 1644 году ископал себе пещеру. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который решил прогнать незваного насельника. В сонном видении Илигею явилась Богоматерь в багряных одеждах и сверкающем венце, с хлыстиком в руке, и велела ему не нападать на Далмата, а отдать ему вотчину под строительство монастыря. Весной 1646 года земли были переданы Далмату, и к нему вскоре стали приходить люди, искавшие монашеского уединения. В сентябре 1651-го обитель была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея, невредимой осталась лишь икона Успения. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона стала главной святыней монастыря.

Ввиду большого просветительского значения обители для сибирских земель по приказу царя Феодора Алексеевича монастырь был обнесен каменными стенами.

Кстати, самым ранним письменным источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство».

В 1707 году был построен каменный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в который поместили чудотворную икону.

Во время правления императрицы Екатерины II монастырь по молитвам перед Далматской иконой Успения Божией Матери выдержал трехдневную осаду войска бунтовщиков под предводительством Емельяна Пугачева.

В 1852 году пожаром были уничтожены многие монастырские постройки, в том числе верхний храм; чудотворная икона вновь не пострадала.

В дореволюционное время дважды в год в дни празднования иконе – 15 февраля и на Успение, 28 августа, в обитель собиралось до пяти и более тысяч верующих из разных губерний. С началом гонений на веру в начале 20-годов прошлого столетия монастырь был упразднен, и в настоящее время сведений о местонахождении иконы не имеется.

Об иконе можно судить по хромолитографии начала XX ввека и фотографии того же времени, зафиксировавшей вид иконы в киоте. Далматскую икону Успения Божией Матери запечатлел в 1912 году С.М. Прокудин-Горский с помощью созданной им уникальной технологии, позволившей уже в начале XX века делать цветные фотоснимки.

 

Когда Журавлиная гора стала Святой

Пюхтицкая икона Успения Пресвятой Богородицы

03_Uspenie_icon_Пюхтицы.jpgБогородицкая гора, на вершине которой расположен Пюхтицкий Успенский монастырь, издревле носила название Куремяэ, что с эстонского переводится как «Журавлиная гора». С XIII века с экспансией крестоносцев началось окатоличивание этой территории, и все же часть населения оставалась верной Православию, искала в нем поддержку. С введением в Эстляндии лютеранства в первой половине XVI века положение православных не улучшилось, их храмы и часовни разрушались. И вот в этом краю в утешение людям явилась Божия Матерь.

По свидетельству Сыренецкой летописи XVI века, за более чем четыре столетия до того в Куремяэ было знамение: ранним летним утром пастухи увидели на горе Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Они устремились на гору – видение скрылось. Когда же стали удаляться, Она вновь предстала их взорам. Вернувшись домой, пастухи рассказали об этом жителям своей деревни. На другой день на рассвете селяне отправились на гору и тоже увидели Пречистую Деву Марию, в сиянии чудного света стоящую... На третий день собрались у горы крестьяне со всех окрестных деревень. И вновь Пресвятая Дева почтила их Своим явлением. Она стояла у подножья горы, где забил источник ключевой воды. Потом Пречистая Дева стала подниматься все выше, выше и, остановившись у величавого дуба, скрылась от их взоров. На том месте, где стояла Пресвятая Дева Мария, селяне обрели в расщелине дуба икону Успения Божией Матери. Крестьяне-эстонцы, будучи лютеранами, передали икону православным, которые построили на месте явления у древнего дуба часовню в честь Успения Божией Матери и поставили там обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой, то есть Святой.

Сейчас икона, облаченная в серебряную позолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, стоит у правого пилона центрального нефа Успенского собора Пюхтицкой обители.

Источник, с берега которого пастух наблюдал знамение, считается святым, он не замерзает в холодные зимы. Купания в источнике помогли многим избавиться от тяжелых недугов.

До сих пор сохранился и старый дуб, под которым нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не менее тысячи лет. Его высота – 26,5 метра, обхват ствола – свыше четырех метров.

 

Молитвы во дни «губительного поветрия»

Семигородная икона Успения Пресвятой Богородицы

Semigorodnyaya.jpgСемигородная или Семигородская икона Успения Божией Матери была написана основателем Глушицкой обители преподобным Дионисием Глушицким в XV веке.

Из основанной им обители эта икона Богородицы была перенесена, как полагают, некоторыми отшельниками на расстояние двадцати верст от обители, в непроходимые леса за рекой Двинцой. Там была построена приходская церковь «на семи горах», в которой и находилась икона Богоматери. В том же XV веке Вологодскую землю постигло ужасное несчастье: быстро распространилась страшная чума, от которой вымерли едва ли не все жители Семиградской волости. Приходская церковь после этого почти полтораста лет стояла в запустении.

Только в конце XVI века она получила, можно сказать, новую жизнь. Причиной тому послужило чудесное событие: в Москве в Новодевичьем монастыре лежала уже три года в расслаблении старица Иулиания из рода белозерских дворян Медведевых. В 1593 году ей было видение: Богоматерь явилась страждущей во сне и обещала исцеление, если та пойдет в Семиградскую волость и возобновит там запустевший храм. Иулиания дала обет исполнить повеление Владычицы Небесной и, получив исцеление от своей тяжкой болезни, отправилась в Семиградскую обитель.

На указанном месте она нашла одну только полуразрушенную церковь и в ней – написанную преподобным Дионисием икону Успения Божией Матери. Возобновив этот храм, старица построила недалеко от него себе келью, а около 1602 года основала и обитель. Там она оставалась с несколькими сестрами до самой своей кончины.

В конце того же XVII века обитель эта была обращена из женской в мужскую.

В октябре 1830 года до Вологды докатилась поразившая большую часть Европейской России эпидемия холеры; болезнь не щадила ни бедных, ни богатых, ни простолюдинов, ни знатных особ. Так, 15 июня 1831 года от холеры в Витебске умер брат императора Николая I великий князь Константин Павлович. В эти тревожные дни вологжане получили от епископа Вологодского и Устюжского Стефана благословение принести в город образ Успения Божией Матери из Семигородней пустыни и Страстную-Семистрельную икону Царицы Небесной из находившейся неподалеку от города Иоанно-Богословской Тошненской церкви.

Крестный ход с иконой Успения из Семигородней пустыни преодолел в июле 1831 года более 70 километров, святыню с зажженными свечами в руках встречали жители находившихся по пути селений. Икону доставили в Софийский собор Вологды, а впоследствии неоднократно совершали с ней крестные ходы, в том числе вокруг города. Документы свидетельствуют, что эпидемия сразу значительно ослабела, а вскоре и вовсе прекратилась.

Благодарные вологжане пожертвовали для иконы Успения Божией Матери средства на серебряную с позолотой ризу, унизанную крупнозернистым жемчугом с бриллиантовыми вкраплениями, а лики Спасителя и Богородицы украсили золотыми венцами.

В память об избавлении от страшной напасти престол одной из вологодских церквей освятили в честь Семигородней иконы Успения Пресвятой Богородицы.

Снова чудотворный образ принесли в Вологду в 1871 году, когда город опять охватил ужас в связи с эпидемией холеры. И на этот раз болезнь в городе прекратилась прежде, чем святыня его покинула.

С тех пор у вологжан сложилась традиция крестных ходов с Семигородней иконой Успения Божией Матери не только в случае эпидемий, но и при угрозе их появления, дабы защитить город от заражения, и в годовщины избавления от холеры в 1831 году.

В 1918 году новые власти упразднили Успенскую Семигороднюю пустынь; насельники обители организовали на ее месте северную трудовую артель-коммуну «Возрождение», состоявшую, в основном, из монахов, но главное – там продолжались богослужения. С усилением антирелигиозной политики государства коммуна была распущена властями. Храм Успения Божией Матери был закрыт 27 января 1926 года комиссией по ликвидации монастыря.

Икона Успения Божией Матери перешла к верующим Николаевского собора города Кадникова, но в сентябре 1926 года была изъята из собора в губернский государственный музей (ныне Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), став древнейшим художественно-историческим памятником в его собрании.

 

В публикации использованы материалы
«Православной энциклопедии»,
сайта Пюхтицкого монастыря,
интернет-энциклопедии «Древо»,
информация из книги Е. Поселянина «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»,
исследования Л.Н. Мясниковой «О почитании вологжанами Семигородней иконы Успения Божией Матери»

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.