Вода Живоносного источника

07.05.2021

zVMrVd1UInU.jpg

В пятницу Светлой седмицы совершается последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника», а также особо чтится одноименная икона Божией Матери. Что это за праздник, и почему в сей день принято освящать воду? В чем разница между великим и малым освящением воды, и насколько древние свидетельства о водоосвящении в христианской Церкви сохранила история?

 

Откуда появился праздник?

Полтора тысячелетия назад возле Золотых ворот Константинополя росла роща, посвященная Пресвятой Богородице. Текший в роще источник издавна был известен местным жителям, но со временем о нем забыли, место заросло кустарником, а сам родник затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл стал свидетелем чуда, когда, желая помочь заблудившемуся в роще слепому человеку, услышал голос Божией Матери, призывающий почерпнуть воды из источника, напоить страждущего, а тину возложить на незрячие глаза. Когда Лев сделал так, слепой прозрел и прославил Царицу Небесную. Взойдя в свое время на императорский престол, Лев Маркелл (457–473) в память о чуде приказал очистить источник и заключить его в каменный круг, над которым был построен храм, посвященный Пресвятой Богородице. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником».

На иконе, именуемой «Живоносный Источник», Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена над огромной каменной чашей, стоящей в водоеме. Окружающие этот водоем страждущие телесными недугами и душевными немощами люди пьют воду источника и получают исцеление.

456352414.jpg

Император Юстиниан Великий (527–565) воздвиг у источника новый великолепный храм; некоторое время спустя там был устроен многолюдный монастырь.

В память явления Божией Матери Льву Маркеллу, а также восстановления 1835 году разрушенного в XV веке храма над источником ежегодно в пятницу Светлой седмицы совершается чин малого освящения воды с пасхальным крестным ходом.

 

Освящение малое,
освящение великое

А какие бывают чины освящения воды? Человек, не первый год ходящий в церковь, вспомнит, конечно, великое освящение воды, совершаемое на Крещение Господне и в навечерие этого праздника, а также молебны Спасителю, Божией Матери, святым, которые частенько служатся в храме по просьбам прихожан. Кроме того, стоит также упомянуть освящение воды, совершаемое в чине крещения (кстати, его особенностью является то, что в этом случае крест не погружается трижды в воду – она освящается через погружение руки священника и помазание освященным елеем), а также чтение молитвы на освящение воды при умовении рук архиерея во время архиерейской литургии.

Исследователи, говоря о разнице между великим освящением и малым освящением воды, приводят в качестве иллюстрации два описанных в Евангелии события, где упоминается об особом благословении вод: Крещение Господа от Иоанна Крестителя во Иордане и события у Овчей купели, именовавшейся по-еврейски Вифезда, куда, как говорится в Писании, Ангел Господень по временам сходил и возмущал воду, и кто первым входил в нее после этого, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (кстати, именно этот отрывок из Евангелия читается при малом освящении воды).

Чин великого освящения воды непосредственно связан с праздником Богоявления (Крещения Господня) и является частью праздничного богослужения. На литургии после заамвонной молитвы поются тропари, в которых рассказывается о происходивших на Иордане событиях и их значении. Далее следует чтение паремий – фрагментов из Ветхого Завета, в данном случае трех отрывков из книги пророка Исаии; звучащие там слова воспринимаются в христианской традиции как провозвещение о новозаветном крещении. Следующее затем чтение из первого послания апостола Павла к коринфянам помогает увидеть в переходе израильского народа через Чермное море прообраз крещения. А в читаемом в свой черед зачале из Евангелия от Марка рассказывается о самом событии Крещения Господня в водах иорданских. После священник произносит молитву, начинающуюся словами «Велий еси, Господи...» По замечанию иерея Михаила Жэелтова, эта молитва чина великого освящения воды похожа по своей структуре на евхаристическую анафору – центральную молитву Божественной литургии: в частности, она также включает в свой состав призывание Святого Духа и троекратное осенение рукой священника освящаемого вещества – в данном случае, воды. Далее звучит молитва на освящение воды, и священник под пение тропаря праздника Богоявления трижды погружает крест в сосуд с водой.

Между тем, малое освящение воды может совершаться не только в определенные дни церковного календаря. При этом есть праздники, в которые принято совершать данный чин. Так, в современной практике Русской Православной Церкви малое водоосвящение совершается в праздник Происхождение Древ Честнаго и Животворящего Креста Господня (1 августа), на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в пятницу Светлой седмицы), на преполовение Пятидесятницы.

По своему составу и содержанию чин малого водоосвящения отличается от великого водоосвящения, совершаемого в праздник Крещения Господня: чин не соединен с литургией, а начинается с возгласа священника и вообще по форме подобен утрене в соединении с литией – так, в начале его предполагается чтение псалмов, пение «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Во время малого освящения воды не звучат паремии с ветхозаветными пророчествами, но читаются отрывок из послания апостола Павла к евреям, завершающийся словами о Спасителе: «Ибо, как Он пострадал, Сам быв искушён, то может искушаемым помочь». Евангельское же чтение посвящено, как уже говорилось, повествованию о чуде у Овчей купели, про которую апостол Иоанн упоминает, что больные получали чудесное исцеление своих хворей, погрузившись в купель после того, как происходило возмущение воды Ангелом.

Далее после ектении читается молитва на освящение воды. Она не схожа с молитвой из чина великого освящения: призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, священник просит Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Cпаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Далее звучит ектения и молитва, которую мы можем услышать на литии во время всенощного бдения, – «Владыко Многомилостиве...», после чего бывает отпуст.

 

Какой чин древнее?

Практика освящения воды известна со времен Древней Церкви. В Постановлениях апостольских – одном из наиболее известных литургико-канонических памятников, представляющем собой компиляцию источников I-III веков – об установлении водоосвящения говорится от имени евангелиста Матфея: «Воду и елей пусть благословляет епископ, а если он в отсутствии, пусть благословляет пресвитер в предстоянии диакона».

В VI веке на византийском Востоке чин освящения воды в праздник Богоявления был общепринятым. Есть датированное этим временем свидетельство Антония из Пьяченцы о совершении великого освящения воды в Иерусалиме, а совершение его в Константинополе описано Павлом Силенциарием. Чин великого водоосвящения изложен в древнейших греческих литургических рукописях.

Что же касается малого освящения воды, по свидетельству Барония (за 132 год), существовавший со времен апостольских обычай совершать его утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117–138 гг.). Окончательное образование в IX веке чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию.

Живший в XII столетии Антиохийский патриарх Вальсамон в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие относящимся к новомесячию языческим суеверным обычаям, которые в какой-то мере сохранялись и у христиан.

 

Святая вода

Есть ли разница между водой крещенской и той, над которой был совершен чин малого освящения?

Вода, освящаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе великой агиасмой, то есть святыней. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается как «нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление». Святитель Иоанн Златоуст писал о ней: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее в дом и хранят весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденной и свежей». Есть обычай употреблять крещенскую воду до принятия пищи, натощак.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв – при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни.

В подборке использованы работы
митрополита Илариона (Алфеева),
священника Михаила Желтова,
Гермогена Шиманского
материалы «Православной энциклопедии»,
сайта
Azbyka.ru и др.



Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.