Великая суббота: почему Церковь призывает нас молчать?

23.04.2022 45786564523.jpg

«Да молчит всякая плоть человеча» – о чём это песнопение? Почему в нём упоминаются чины ангельские? Что происходило в Великую субботу? Какое отношение жертва Христа имеет к современным людям? Почему нас призывают к тишине? Во всех этих вопросах помог разобраться священник Олег Черниченко, настоятель Димитриевского храма в поселке Мироновский на Донбассе.

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо Царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа (Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия).

Песнопение, которое мы сегодня рассматриваем, это песнопение исполняют во время литургии в день Великой субботы, на Великом входе, когда хлеб и вино, приготовленные для Евхаристии, переносят с жертвенника на престол. Чтобы понять смысл этого текста, нужно понять богослужебное настроение Великой субботы, которую ещё называют субботой благословенной. В этот день Церковь вспоминает события между Страстной пятницей и торжеством Воскресения. С одной стороны – Крест, смерть и погребение Христа, с другой – победа над смертью, ликование апостолов и всех верующих с воскресшим Богом.

Великая суббота – как мост, который соединяет евангельскую трагедию и радость.

События этого дня не описаны в Евангелии, мы знаем о них только из церковного Предания и из песнопений, которые основаны на нём. Рассматривая текст песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», я выделил три темы, которые в нём затронуты.

Тишина

Первая тема – это тишина. События Страстной пятницы завершились, Христос предан на распятие, Он умер, погребён. Его ученики столбенеют от ужаса и непонимания, не видят никакого будущего. Всё, что у них было, всё, чему они посвятили последние годы своей жизни, рухнуло в один день. Они до конца ещё не поняли той тайны спасения, которую Бог совершает через смерть Своего Сына. Может быть, они не знали или до конца не верили в реальность Воскресения. Наверняка перед лицом этого ужаса они просто молчали.

Церковь и сейчас предлагает верующим в смирении ути́шить свои чувства, ограничить свои дела, свою активность и в такой тишине встать перед Богом, Который в этот день почивает в погребальной пещере. Какими бы важными наши дела ни были, какими бы серьёзными ни казались заботы и переживания, они теряют всю свою ценность перед актом Божественной любви, который раскрывается через страдания и погребение Христа.

Нужно сказать, что вопрос тишины всегда был актуальным для христиан, ведь только в тишине происходит встреча с Богом, только в ней мы слышим Его голос, который нас направляет и исцеляет. Только в тишине мы приобретаем то духовное знание, которое используем для борьбы с грехом.

Современному человеку часто не хватает такой тишины. Мы всегда спешим, суетимся, у нас постоянно уйма дел и забот. В Великую субботу голос Церкви говорит каждому из нас: «Остановись! Хотя бы на мгновение». Бог ради человека пожертвовал всем: Своей Божественной славой, Своей человеческой жизнью, и перед такой жертвой невозможно не изумиться и хотя бы на миг не оставить всех дел.

Жертва

Далее песнопение раскрывает, для чего эта Божественная жертва была нужна. Христос – Царь царствующих и Господь господствующих – добровольно приносит Себя в жертву не для того, чтобы мы извлекли из неё какие-то нравственные уроки. Его жертва имеет самое прямое и непосредственное отношение к нашей жизни, в том числе и к жизни земной. Философ-материалист Фейербах однажды сказал: «Человек есть то, что он ест». В эти слова он религиозного смысла не вкладывал, но если посмотреть на них через евангельскую идею, они обретут иную глубину.

По мнению замечательного священника Александра Шмемана, человек – это существо вечно алчущее. Он постоянно испытывает чувство голода – и в физическом, и в духовном плане, а весь окружающий мир для него – объект потребления. Чем-то человек насыщает тело, чем-то – душу, чем-то удовлетворяет культурные или духовные запросы и потребности. Христос в Своём смирении становится жертвой перед миром, чтобы человек приобщился через Него Богу, утолил свой голод и, как бы банально это ни звучало, чтобы жил Богом. Чтобы источник жизни находил не только в земном, но и в небесном. Видимым образом такой сопричастности Бога человеку Христос выбирает образ пищи. Через хлеб и вино Евхаристии мы принимаем Бога, и Он как истинная пища становится источником нашей жизни, наших сил, наших возможностей.

Горний мир

В завершении песнопения «Да молчит всякая плоть человеча» упоминается, что Господь окружён ангельскими воинствами – Ангелами, Началами, Властями, Серафимами, Херувимами. Мы понимаем, что за Божественной литургией молятся не только люди со священником, но весь ангельский мир предстоит Богу. Евхаристия соединяет землю с Небом, человека и Горний мир. Ангелы хоть и участвуют в Таинстве, но, по мысли святых отцов, их участие ограничивается только славословием и созерцанием. И если ангелы, которые только наблюдают Таинство, в страхе закрывают лица, то я думаю, что с ещё большим трепетом должен подходить к нему человек. Ведь именно его как венец Божественного творения Бог призывает в единство с Собой.

Завершается это песнопение, как и многие другие церковные гимны, троекратным восклицанием «Аллилуия, аллилуия, аллилуия», которым мы восхваляем Бога за возможность быть причастниками Его жизни. Благодарение – это не только основная тема литургии. Самое главное – что это состояние человека, в котором Господь его создал и в которое он должен вернуться подвигом своей жизни.

Записала Екатерина ЩЕРБАКОВА

Публикация сайта Горловской епархии


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.