ПРИХОЖАНЕ О ПРАЗДНИКАХ
Новости
и статьи
Фото
Видео
Меню

С голгофских времен

27.09.2023

67543242131.jpeg

27 сентября Церковь празднует обретение и Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, совершившееся в VI веке в царствование равноапостольного императора Константина. А какие еще предметы, ставшие в какой-то степени свидетелями событий на Голгофе, дошли до наших дней? Где мы можем поклониться этим святыням или их частицам?

Согласно евангельскому повествованию, Риза Господня – часть верхней одежды, плащ (гиматий), которая упоминается в Евангелии в рассказе о том, как кровоточивая женщина исцелилась, как только с верой прикоснулась «к краю одежды Его» (Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-34). Эта женщина болела двенадцать лет, потратила все деньги на врачей, но состояние ее только ухудшалось. Христос не просто исцеляет ее, но и говорит: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». То есть нечто несоизмеримо большее, чем просто физическое исцеление, получает эта женщина по вере своей.

Это та самая Риза, в которой Христа вели на Голгофу и которую воины разделили на четыре части (каждому воину по части).

897867543.jpg

Один из вариантов предания гласит, что воин, которому досталась Риза Господня, был уроженцем Иверии (Грузии) и впоследствии перенёс святыню туда. Согласно другому сказанию, один еврей по имени Елиоз, живший в древней столице Иверии Мцхете, в Иерусалиме был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у одного из воинов и вернулся с ней в Мцхету, где она была положена в храме Светицховели и хранилась там до XVII века.

mcheta.jpg

Мцхета, Грузия

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с Его Хитоном, который по жребию достался одному из воинов. Хитон – это нижняя одежда (туника, рубаха), которую носили на теле. Этот несшитый Хитон соткала Своему Сыну Сама Матерь Божия, и именно об этом Хитоне повествуется в Евангелии, что его не решились разодрать даже воины, распинавшие Спасителя.

 0912e5608f821092574dbfda9095851f.jpg

Спаситель в Хитоне перед казнью

Риза, подобная плащу, была разорвана воинами на части. А Хитон, в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки. Риза и Хитон ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19:23-24; Пс.21:19).

image_(18).jpg

Римские воины бросают жребий, кому достанется Хитон

Об обстоятельствах перенесения Хитона и Ризы из Иерусалима повествуют разные не согласующиеся между собой предания – армянские, грузинские, сирийские. Споры о нахождении Хитона Спасителя ведутся веками.

По европейскому преданию, святая царица Елена получила Хитон Господень и другие святыни (Терновый венец Христа) во время паломничества в Иерусалим. Хитон Господень она направила в Трир своему сыну, будущему императору Константину. Трир был родиной святого Константина, и одно время он даже думал сделать его столицей империи, но потом выбор пал на будущий Константинополь. В первые века христианства Трир был одним из центров христианского мира: здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий Медиоланский, пострадали тысячи мучеников. Епископская кафедра в Трире – самая древняя в Северной Европе, она датируется 250-м годом.

 The-Seamless-Robe-of-Christ.jpg

Хитон Господень в Трире

По этой версии, Хитон сейчас хранится в особой часовне в Трирском кафедральном соборе Святого Петра, справа от главного алтаря.

 Ie0jFeUyOt.jpg

Кафедральный собор святого Петра в Трире

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен Елиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября).

 mch2810.jpg

Собор Светицховели, Мцхета

Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом.

mch2843.jpg

Что касается подлинности трирского Хитона, то даже хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы одеяние, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку. Другая экспертиза показала, что на Хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, что и на Туринской плащанице. Но есть и другое, не историческое, свидетельство в пользу подлинности Хитона – свидетельство веры: в соборной хронике есть документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия людям, прикоснувшимся к святыне или помолившимся около нее.

Несмотря ни на что, для жителей Трира и многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа, святое одеяние «является символом Спасителя». И хотя верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры, им отрадно сознавать, что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня, свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа.

Риза же Господня (вернее, одна из ее четырех частей), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в Трире (Германия) и Аржантейле, ято во Франции близ Парижа). В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню.

В эти дни на Руси царствовал благоверный царь и великий князь, самодержец всея России, Михаил Феодорович (первый царь из династии Романовых), а Патриархом был Святейший Филарет. Питая любовь и расположение к царю Михаилу, шах Аббас часто отправлял к нему послов с дарами. Подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами. В марте 1625 года прибыл в Москву к к российскому самодержцу от Аббаса некий славный посол по имени Урусамбек. Он привез с собою послание и много ценных подарков.

897675653.jpg

Кроме того, он принес с собою драгоценный подарок патриарху Филарету, а именно ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, который был украшен драгоценными камнями. В приложенном послании персидский шах извещал, что Риза Христова найдена во время завоевания Иверской страны в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов. Взяв эту Ризу, шах отправил ее в дар Святейшему Патриарху Московскому.

Патриарх Филарет с радостью принял великий дар, а потом призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев. Святейший Патриарх спросил, знают ли они что-нибудь о Ризе Господней, и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал то, что ему было известно, говоря, что много чудес творилось сею Ризою Христовою.

Святейший Патриарх Филарет выслушал все сообщения о Ризе Господней, потом посоветовался с преосвященными архиереями Русской Церкви.

Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности святыни. Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Был объявлен строгий пост, во всех храмах и монастырях совершались молитвы о том, чтобы Господь Бог Сам явил Свою волю об этой святыне. Потом, совершив всенощное бдение в Неделю Крестопоклонную (4-я Неделя Великого поста), Святейший Патриарх повелел Ризу Христа Спасителя и Бога нашего возлагать на больных подобно тому, как в древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца Крест Христов для удостоверения всех в его истинности. Как и тогда, все удостоверились в истинности Ризы Господней, ибо от неё получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.

И благоверный царь, и Святейший Патриарх преисполнились великой радости о такой благодати. Честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.

78665434234.jpg

Успенский собор Московского Кремля

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами и не имевшие возможности дойти до собора просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая – меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям.

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего дворца, другая – в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.

Событие перенесения честной Ризы Господней произошло в марте месяце, во время Великого поста, но ради великопостного времени празднование в память об этом событии перенесено на 23 июля, так как непосредственно перед тем был торжественно коронован царь Михаил Феодорович.

В Москве ежегодно 23 июля Риза Господня торжественно выносилась в Успенском соборе из придела во имя святых апостолов Петра и Павла, и она полагалась на аналое для поклонения во время богослужения. После литургии Ризу уносили на прежнее место.

Около 1627 года была написана икона «Положение Ризы Христовой». В праздник Положения честной Ризы Господней вместе с ней чествовался и Гвоздь Господень. Его в 1688 г. привёз в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович, переселившийся сюда на жительство; позднее указом Петра I велено было отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор.

    Храма Положения Ризы Господней в Москве на Донской 1690-2012.jpg

Храм Ризоположения в Москве на Донской улице
(фотография конца XIX века)

На месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 году посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар часть Ризы Господней – одежды, в которой Христа вели на Голгофу, в 1690 году был сооружен деревянный храм – церковь Ризоположения, что на Донской улице в Москве. В 1951 году Святейшим Патриархом Алексием I в связи с 250-летием этой церкви была передана малая частица Ризы.

2DSC_0130-transformed.jpeg

И ныне в храме Ризоположения на Донской хранится аналойная икона «Положение ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и в нем – частицей ризы Господней.

После революции в 1922 году, когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей якобы в помощь голодающим Поволжья, многие части Ризы Господней, хранившиеся в разных монастырях, оказались утеряны. «Московская» часть Ризы, которая пребывала в алтаре Успенского собора, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находился и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов. Как выяснилось, святыня всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении оказались искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно – с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её.

7865453.jpg

19 ноября 2007 года, во время встречи в Кремле Святейшего Патриарха Алексия II с Президентом России Владимиром Путиным, состоялась передача Церкви фрагмента Ризы Христовой, хранившегося в Музеях Московского Кремля. Святейший Патриарх отметил огромную важность акта возвращения великой святыни и сообщил, что отныне она будет храниться в кафедральном соборе Москвы – Храме Христа Спасителя, и к ней, как и в прошлом, во множестве смогут приходить люди, дабы воздавать ей должное почитание и получать духовную поддержку.

Риза передана в Храм Христа Спасителя навсегда, доступ к святыне открыт в субботние и воскресные дни.

 675432423423.jpg

Часть Ризы Господней в храме Христа Спасителя в Москве

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
Публикация сайта московского храма Живоначальной Троицы
на Воробьевых горах


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.