Главный контраст Великой среды

04.04.2018

6544780857.JPG

Евангельское чтение Великой среды повествует нам, что одна женщина, по преданию церковному, грешница и блудница, пришла и возлила на ноги Господа нашего Иисуса Христа многоценное и благоуханное миро. Это последнее событие земной жизни Спасителя перед Тайной вечерей. Это не чудо, не какое-то значимое событие, чтобы об этом писали все евангелисты, однако они запомнили слова Христа о том, что поступок этой женщины и имя ее будут известны везде, где будет проповедано Евангелие. Церковь до сих пор чтит эту женщину и этот поступок. В чем же его суть? Почему он так важен? Почему он описывается в последний день перед Тайной вечерей, почему им завершается огромный цикл богослужебных евангельских чтений?

 

Этот поступок был решающим. Решающим, в первую очередь, для Иуды – апостола, который был одним из двенадцати приближенных ко Христу, который был ничем не был умален от других апостолов. Он имел те же самые дары, что и остальные, видел всю жизнь Спасителя, те чудеса, которые Он сотворил, но, тем не менее, в сердце его что-то поколебалось. Став свидетелем поступка этой женщины, который обладал такой силой, такой величиной, он должен был как-то на него отреагировать. Было два варианта: либо в корне изменить свою жизнь, если принять этот поступок, либо окончательно решиться на предательство, что он и сделал.

Иуда для самооправдания даже попытался его как-то аннулировать, дискредитировать. Он попытался сказать и Христу, и апостолам, и всем присутствующим: «Для чего нужна была такая трата?» Можно было эти огромные по тем временам деньги – как он посчитал в своем уме, триста динариев – потратить на что-то другое, на нищих. Но апостол и евангелист Иоанн Богослов указывает нам, что Иуда не о нищих заботился, но о своем кармане, потому что именно он носил ящик для пожертвований на содержание апостольской общины, в том числе и на нищих, и он оттуда воровал.

Сребролюбие завоевало сердце Иуда и возросло до огромных пределов. Он решил предать Христа за каких-то тридцать сребреников, пытаясь начать новую жизнь. Предательство и сребролюбие – вот что обладало Иудой. Вот что сделало его имя именем нарицательным, применимым к каждому предателю.

Чем он отличался от других апостолов? Чего он не видел, чем не обладал? Но, тем не менее, он разочаровался во Христе. Он увидел, что не получит тех земных благ, на которые рассчитывал. Он увидел, что все эти разговоры о Царствии ни к чему не приводят. Никакого царства не предвидится.

Неудивительно, что Иуда выбрал тот путь, который выбрал. У сребролюбца не бывает ни родины, ни друзей, ни родственников, потому что сребролюбец – это абсолютный безумец. Он не остановится ни перед чем. Для него нет никаких ценностей выше, чем материальные, но и ими он не может насытиться. Он способен предать мать, предать отечество, друзей, предать своего Учителя, лишь бы бросить в свой карман лишнюю монету.

Женщина-грешница – противоположный пример, именно поэтому о ней проповедуется в Евангелии. Она, видимо, была богата. Она обладала многим, если могла купить миро за триста динариев, прийти и облить им ноги Иисуса Христа и отереть их своими волосами. Но по-настоящему драгоценно в этой истории не само миро, а то, что женщина проявила любовь.

Нам сегодня Церковь показывает два примера: грешница творит дела любви, а апостол – дела тьмы. Грешница идет к Богу, а апостол идет к диаволу. Казалось бы, они оба должны были руководствоваться совершенно другой логикой. Часто говорят, что нас портит или делает лучше наше окружение, но давайте посмотрим на эти два примера. У Иуды окружение было просто замечательным: был рядом Христос, были рядом другие апостолы, но, тем не менее, он выбрал путь зла. У этой женщины было окружение не очень хорошее, если она была грешницей и блудницей, но, тем не менее, она смогла в себе все побороть и выбрать путь добра.

Почему один в решающую минуту выбирает добро, а другой – зло? Почему один готов пожертвовать собой, а другой предает, один кается, а другой злословит, как разбойники, висящие рядом со Христом на кресте? Этого никто не может знать, в этом есть какая-то тайна Божия. Мы не можем знать и о себе, когда споткнемся и упадем. Мы не знаем, что точно выберем в какой-то критической ситуации. Нам остается только надеяться на Божие милосердие, которое поможет нам в решающий момент удержаться на пути добра. На то, что несмотря даже на все, что нас окружает, мы выберем Бога и пребывание с Ним, а не личные амбиции и грехи.

Об этом будем просить в решающие дни Страстной седмицы, когда мы вместе со Христом проживаем последние дни Его земной жизни, когда мы видим Его страдания и смерть. И будем благодарны Богу за все Его благодеяния, ведь Он взял самое худшее, а нам отдал лучшее — Своего Сына, Себя Самого – в жертву за наши грехи.

Архимандрит Паисий (Шинкарев)

Публикация сайта Горловской епархии

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓