Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Рождественский сочельник: зачем идти на службу?

Рождественский сочельник: зачем идти на службу?

03:00, 04 января 2021
Прихожане о праздниках
Рождественский сочельник: зачем идти на службу?

Совсем скоро нас ждет литургия в праздник Рождества Христова, а накануне — всенощное бдение, которое начнется не с вечерни, как обычно, а с великого повечерия. Казалось бы, перед продолжительными службами имеет смысл отдохнуть и набраться сил, но 6 января утром совершается уникальное богослужение, помолиться за которым считают для себя обязательным многие христиане. Что же происходит на службе сочельника — навечерия Рождества Христова?

Утром накануне Рождества, если сочельник выпадает на будний день, совершаются Царские часы, изобразительны и вечерня с литургией свт. Василия Великого. Продолжительность этого богослужения зависит от местных особенностей, обычно в приходских храмах оно длится около четырех часов, поэтому в ряде приходов есть традиция собираться в этот день на молитву раньше, чем другие дни.

Царские часы, которые совершаются только трижды в году — в Рождественский и Крещенский сочельники, а также в Великую пятницу, по структуре напоминают часы, которые читаются во все остальные дни года. В Царских часах тоже по три псалма, но они будут другими. После умилительного тропаря навечерия, описывающего историю рождения Богочеловека в бедном вертепе ради нашего спасения, звучат стихиры — особенные для каждого из четырех часов. В их кратких, но глубоких и поэтичных текстах переплетаются ветхозаветные пророчества, новозаветная история и догматическое богословие.

После стихир читаются паримия, апостольское и евангельское зачало — они говорят о Рождестве Христовом. Пророки видят его в отдаленном будущем, евангелисты описывают со слов участников, апостол Павел осмысляет значение этого события в перспективе всей человеческой истории. В кондаке навечерия Церковь призывает присоединиться к ликованию всю вселенную.

Изобразительны читаются «поскору», на них в последний раз звучит кондак навечерия Рождества Христова, и начинается Великая вечерня, которая уже относится к самому празднику. Авторы стихир вечерни продолжают описывать событие Боговоплощения и богословски осмыслять его. Один из них задается вопросом: а что принесем в дар Богомладенцу мы?

После «Свете тихий» читаются паримии праздника. Их меньше, чем в Крещенский сочельник, — восемь. Первая рассказывает о сотворении мира, следующие семь пророчествуют о том, что в этот мир родится Бог. После третьей и шестой паримий чтец (во многих храмах — диакон) возглашает особые тропари антифонно с хором — «Тайно родился еси в вертепе…» и «Возсиял еси, Христе, от Девы…».

Далее — малая ектения и Трисвятое, после которого читаются апостольское и евангельское зачала. Апостол Павел богословствует о Втором Лице Пресвятой Троицы, апостол Лука в подробностях описывает события, начиная от выхода указа кесаря Августа о переписи населения и заканчивая поклонением пастухов. Это уже чтения литургии. После ее отпуста в центре храма перед иконой праздника ставится зажженная свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду, духовенство поет тропарь и кондак праздника Рождества Христова, и рождественское богослужение прерывается до вечера.

Богослужение навечерия готовит христиан к Рождеству, напоминая о том, как, почему и зачем произошло это событие и что после него изменилось в нашей с вами жизни, и плавно перетекает в богослужение праздника. В этот день звучат удивительные песнопения, которые вы не услышите ни в какой другой день года. И, конечно же, за литургией можно причаститься Святых Христовых Таин. Если есть возможность, придите в этот день в храм. Может быть, именно для этого и придумали длинные зимние выходные.

Светлана Охрименко

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх