
В Страстную седмицу мы день за днем вспоминаем последние события земной жизни Христа, Его шествие на добровольное страдание, предательство учеником, суд, распятие…
В Великий Четверг воспоминается установление Господом за Тайной вечерей главного Таинства Церкви – Святой Евхаристии. По традиции все верующие стараются в этот день причаститься Святых Христовых Таин.
Кроме того, мы вспоминаем другие события, совершившиеся в день Тайной вечери: умовение Господом ног Своим ученикам как знак глубокого смирения и любви к ним, молитва Спасителя в Гефсиманском саду, и «поцелуй Иуды» – предательство Христа Его учеником.
Вечером совершается утреня Страстной пятницы, которую обычно называют cлужбой Двенадцати Евангелий, поскольку в это время в храме звучат разделенные на двенадцать чтений повествования евангелистов о страданиях и смерти на Кресте Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Для наших читателей мы подготовили русский перевод стихир, звучащих раз в год в каждый из дней Страстной седмицы.
Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище, / и на Него тщетная советоваше, / предати Пилату на смерть неповиннаго. / Днесь имением удавление Иуда себе облагает, / и лишается обоюду жизни привременныя и Божественныя. / Днесь Каиафа неволею пророчествует: / уне, глаголя, единому умрети за люди. / Прииде бо за грехи наша пострадати, / да нас свободит от работы вражия, / яко Благ и Человеколюбец.
Сегодня собрался совет неправедный,
Христу враждебный, на Него замыслил тщетное:
Отдать на смерть, Пилату, Неповинного.
Петля Иуде прибылью становится,
И он себя вдвойне лишает жизни:
И временной сей жизни, и Божественной.
Сегодня поневоле Каиафа
Становится пророком, говоря:
«Пусть лучше за народ умрёт Один!»
Ведь для того Он и пришёл, действительно,
Чтоб за грехи за наши пострадать,
Чтобы нас освободить от рабства вражьего,
Ведь Он благой и Человеколюбец.
Стих: Ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание.
Днесь Иуда нищелюбия сокрывает лице, / и лихоимства открывает зрак: / не ктому о нищих печется, / не ктому миро продает грешныя, / но небесное миро, и от него усвояет сребренники. / Течет ко иудеом, глаголет беззаконным: / что ми хощете дати, и аз вам предам Его? / О сребролюбия предателя! / Удобопродательную творит куплю, к воле купующих, / непродаемаго куплю творит, / не скуп является к цене, / но яко раба бежащаго продает: / обычай бо крадущим метати честная. / Ныне же поверже Святая псом ученик, / бесование бо сребролюбия, / на своего Владыку неистовитися сотвори его. / Егоже искушения бежим, зовуще: / долготерпеливе Господи, слава Тебе.
Стих: Тот, кто ест Мой хлеб, поднял на Меня руку.
Сегодня прячет нищелюбия личину
Иуда, обнаруживая алчность:
Уже ведь он о бедных не заботится,
Уж продает не благовонья грешницы,
А Аромат Небесный — за Него
Серебренники, деньги, получает он.
Спешит он к иудейским безззаконникам,
И говорит: «Что получу, предав Его?»
О сребролюбие предателя! Как дёшево
Он продаёт Того, Кого нельзя продать!
Спешит он, не торгуясь, словно беглого
Раба продать: ведь у воров в обычае
Сбывать хоть за бесценок драгоценное.
Сегодня бросил псам Святыню ученик —
Его сегодня сребролюбие бесовское Против Владыки лютовать заставило.
Бежим же от такого искушения, Взывая: «Долготерпеливый Господи,
Слава Тебе!
Стих: Исхождаше вон, и глаголаше вкупе.
Преподобного Иоанна Дамаскина: Нрав твой льсти исполняется, беззаконный Иудо: / недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение. / Аще бо богатство любил еси, / почто ко учащему о нищете пришел еси? / Аще же и любил еси, / вскую продал еси безценнаго, / предав на убиение? / Ужаснися солнце, возстени земле, / и движащися возопий: / незлобиве Господи, слава Тебе.
Стих: Выходил он наружу и вместе сговаривались.
Нрав твой полон коварства, о беззаконный Иуда:
ведь ты, сребролюбьем страдая,
приобрёл ненависть к человеку.
И если богатство любил ты, / зачем приходил поучаться
К Тому, Кто нищете учит?
Если Его и любил ты, /
то зачем Бесценного продал?
На смерть зачем Его предал?
Ужасайся, солнце!
Стенай, содрогайся, земля, и взывай:
«О Беззлобный Господи, слава
Тебе!»
Стих: Слово законопреступное возложиша на Мя.
Патриарха Мефодия: Да никтоже, о вернии, / Владычния Вечери тайноненаучен, / никтоже отнюд яко Иуда / льстивно да приступит к Трапезе: / он бо укрух прием, на хлеба уклонися. / Образом убо сый ученик, вещию же сый убийца. / Со иудеи убо веселяся, / со апостолы же водворяяся: / ненавидя лобызаше, / лобызая же продаваше искупившаго нас клятвы, / Бога и Спаса душ наших.
Стих: Слова беззаконные произносили против Меня.
Никто, Владычней тайне ненаученный,
Да не приступит, как Иуда, к Трапезе:
Приняв кусок от Хлеба, ополчился он
На самый Хлеб;
Учеником он представляясь,
На самом деле выступил убийцей,
И вместе со врагами веселился,
Хоть жизнью жил одной с учениками;
И продал поцелуем, ненавидя,
Он Бога и Спасителя душ наших,
Который искупил нас от проклятия.
Преподобного Космы Маиумского:Тайноводствуя Твоя Господи ученики, / учил еси глаголя: / о друзи, зрите, да никийже страх вас разлучит от Мене: / аще бо и стражду, но за мир. / Не блазнитеся убо о Мне: / не приидох бо, да послужат Ми, / но послужити, и положити душу Мою избавление за мир. / Аще убо вы друзи Мои есте, Мене подражайте: / хотяй первый быти, да будет последний, / владыка яко служитель. / Пребудите во Мне, да грозд принесете: / Аз бо есмь лоза животная.
Учеников посвящая в Таинства,
Ты им говорил, о Господи, уча:
«Смотрите, о друзья, чтоб никакой Вас страх со Мною бы не разлучил,
Ведь Я хоть и страдаю, но за мир.
Итак, не соблазняйтесь обо Мне:
Пришел Я не за тем, чтоб Мне служили,
Но чтобы послужить спасенью мира
И душу положить Мою за мир.
Коль вы друзья Мои, мне подражайте: желающий быть первым — стань последним,
хотящий быть владыкой – стань слугой.
Во Мне пребудьте, чтоб плодоносить,
Ведь Я и есть Лоза, Источник жизни».
Перевод Екатерины Макалец


